Первый заместитель мэра отметил, что в этом году впервые акты приемки эксплуатации утверждала жилищная инспекция. Это было сделано с целью повышения ответственности организаций, которые отвечают за подготовку объектов к зиме. К счастью, больших претензий у сотрудников инспекции к коммунальщикам не возникло, хотя последним все лето приходилось трудиться буквально в авральном режиме. Дело в том, что из-за холодной весны подготовительные работы начались почти на месяц позже положенного срока — 15 мая, а завершились по плану — 1 сентября. За три с половиной месяца работники коммунальных служб подготовили к работе теплотрассы, привели в порядок и закрыли чердачные и подвальные помещения, провели работу по замене механических кодовых замков на входных дверях в подъезды на домофоны. Продолжились работы по ремонту мягких кровель, созданию вентилируемой кровельной системы.
По словам П.Н. Аксенова, в прошлом году в столице было убрано и вывезено на специальные снегоплавильные пункты более 80% всего выпавшего снега — это хороший показатель. Но коммунальщики не собираются останавливаться на достигнутом и наступающей зимой готовы побить собственный рекорд. Для этого к 1 октября запущено 12 новых снеготаялок.
Однако весь снег с дорог и из дворов убрать все же не удастся. Виной тому не только хроническая нехватка дворников, но и несознательные автовладельцы. Ежегодно брошенный и неправильно припаркованный автотранспорт не позволяет убирать большую часть сугробов. Но в этом году городские власти не намерены мириться со сложившейся ситуацией: «лишние» машины будут эвакуировать на специальные стоянки, для чего заключены контракты с соответствующими фирмами, в распоряжении которых находится 100 эвакуаторов.
П.Н. Аксенов отметил, что наступающей зимой в столице не будет проблем с топливом: склады московских ТЭЦ и Южного речного порта заполнены «под завязку» мазутом и углем, в подземных хранилищах с избытком газа. К отопительному сезону отремонтированы тепловые станции, центральные тепловые пункты, проведены гидравлические испытания на основных тепловых магистралях.
Летние проверки обнаружили около 1000 повреждений в трубопроводах. Большинство удалось заделать, но коммунальщики считают, что, к сожалению, аварий зимой избежать не удастся. Прежде всего это связано с тем, что строители с завидным упорством продолжают использовать подверженные коррозии стальные трубопроводы. Между тем и у нас в стране, и во всем мире с успехом применяются полиэтиленовые трубы, которые хотя и дороже, зато служат практически вечно. В этой связи Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы намерен исключить сталь из СНиПов и запретить ее использовать.
Работниками коммунальных служб учтены уроки прошлой зимы с ее крепкими морозами, неожиданными оттепелями и сильными снегопадами. В связи с этим увеличен парк снегоуборочной техники — в авральные дни на улицы Москвы выйдут более 6000 машин.
Посыпать улицы будут новым реагентом, которым уже около двух лет пользуются наши дорожники. Кстати, озеленители утверждают, что новый химикат не только не вредит деревьям, но даже помогает им — в его составе вещества, которые входят в удобрения.
По словам П.Н. Аксенова, для безопасного движения транспорта к предстоящему зимнему сезону отремонтировано более 11 млн. кв. метров дорожных покрытий. Все центральные магистрали, МКАД, Третье транспортное кольцо размечены термопластиком, отремонтировано свыше 10 000 колодцев на проезжей части. В течение зимнего сезона ремонт дорожных покрытий будет проводиться «литым» асфальтом, для чего подготовлено к работе семь асфальтобетонных заводов.
Все это, однако, не значит, что зимой не будет никаких проблем. Скорее всего они возникнут в ведомственных домах. Обследование показывает, что в наиболее плохом состоянии находятся здания, принадлежащие Министерству обороны и Министерству атомной промышленности. Формально город за них не в ответе, но если родное предприятие забыло о своих сотрудниках, ремонтные работы в таких зданиях берут на себя префектуры и управы. В будущем же эти дома продолжат передавать в ведение города с условием погашения долгов перед энергетиками.
Итак, впереди «зимняя сессия». «Зачеты» вроде прошли успешно — более чем 30 000 московских домов выданы «паспорта готовности». Теперь — экзамены. Они начнутся с первыми серьезными холодами.
Д. Спасский